Земледельческая магия

Иван Купала, Русалия!

Это был один из самых массовых, цветистых, поэтичных, таинственных и разгульных славянских праздников.

Легенда. "Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями. Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году, на Ивана Купалу и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога - и хлеб начинает колоситься. Они заботятся об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют"...

Праздник. Главные действующие лица: Ярила (Бог Плодородия), Вода, Роса, Травы и Солнце, в честь которого зажигались от "живого огня" знаменитые купальские костры.

Воронежский праздник Ярилы по описанию 1763 года: "На городскую площадь стекались горожане и окрестные сельские жители и составляли родъ ярмарки. Къ этимъ днямъ въ домахъ по городу делалось приготовление какъ бы къ великому празднеству... Избирался миромъ человекъ, котораго обвязывали всякими цветами, лентами и обвешивали колокольчиками. На голову надевали ему высокий колпакъ, въ руки давали позвонки. Въ такомъ наряде подъ именемъ Ярилы ходилъ, пляшучи, по площади въ сопутствовании народа обоего пола. Это празднество сопровождалось играми, плясками, лакомствомъ и пьянствомъ, особенно кулачнымъ боемъ. Праздникъ сей называютъ игрищемъ"...

Свидетельства летописцев: "В селех возбесятся в бубны и в сопели"... "Сладострастные телодвижения, песни и громкий крик"... Изборник XIII века предостерегал: "Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянце кличють... или како сборище идольских игр - ты же в ть час пребуди дома"... Священнослужители сетовали: "Мнози на игры паче текут, неж к церкви; кощуны и блядословие любят более книг"...

Обряд. Накануне Ивана Купалы - "лихие мужики и бабы въ глухую полночь сымаютъ съ себя рубахи и до утренней зари роютъ коренья или ищутъ въ заветныхъ местахъ клады"... Искали цветок Иван-да-Марья: "если его вложить въ углы избы, то воръ не подойдетъ къ дому - Иван съ Марьей будутъ говорить, а вору будетъ казаться, будто разговариваютъ хозяин съ хозяйкой"... Белую кувшинку - "одолень-траву"! - собирали по заводям и заросшим прудам: "Брать ее надобно въ дорогу отъ разныхъ бедъ"... "До восхода солнца, чтобы никто тебя не виделъ, рви чернобыльникъ; подъ корнемъ найдешь уголь; онъ отъ многихъ болезней облегчение доставляет - от брюха, тошноты и прочее"...

Гадание: Девушки собирали 12 трав - четополох и папоротник обязательно! - и клали их на ночь под подушку - "суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Или: в полночь надо было набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить: "набралось 12 разныхъ трав - въ этом году выйдешь замужъ"... Или: под голову на ночь клали подорожник - "трипутник"! - со словами: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

Обычай. Накануне Купалы - на Аграфену Купальницу - заготавливали веники. В каждый "входило по ветке тъ березы ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разныхъ сортовъ"... Пол в банях застилали свежею травою, и "девушки парились свежими вениками, связанными изъ целебныхъ травъ"... В купальскую ночь "черпаютъ росу, умываются росой, таскаютъ скатерти по росе для хлебосольства"...