"Что выше неба? Что шире Масленицы?!" - гласит народная поговорка. Каждый день масляной недели носит свое название. Понедельник называется "встречей", вторник - "заигрышами", среда - "лакомками", четверг - "широкий разгул", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "проводы", "прощеный день".
Масленица
Веселись, народ!
Сам государь в понедельник на масляной неделе открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях.
"В 1722 году по случаю заключения Нейштаского мира император дал в Москве знаменитый маскарад и санное катание. В селе Всесвятском было собрано множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями.
По сигналу сухопутный флот на полозьях и санях потянулся длинной вереницею от Всесвятского к Тверским Триумфальным воротам.
Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных пятью лошадьми, с гусем в руках; на других ехал князь-папа Зотов, а в ногах его возседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который ехал в санях, запряженных четырьмя свиньями.
Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, везомый двумя сиренами. Князь-цесарь Ромодановский занимал место в большой лодке, везомой двумя медведями.
Наконец, появилась громада: 88-пушечный корабль, построенный по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 г. в Петербурге. На этом корабле, везенном 16 лошадьми, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана и маневрировал на нем, как на море.
За этим кораблем следовала раззолоченная гондола Императрицы, которая была в костюме Остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.
За гондолою появились настоящие члены маскарада; они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы и наряжены были волками, журавлями, драконами, представляя в лицах Езоповы басни и т.п.
...Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырех дней московского карнавала участвовавшие в нем особы переменяли по нескольку раз свои костюмы".
"Северная пчела", 1833 год
Разгульные дни
Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: "У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать".
Среда - лакомки. В этот день зять приходил "к теще на блины". Кроме зятя теща приглашала и других гостей.
Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки.
Пятница - тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами.
Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
"Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась", - отмечали бытописатели Москвы. А в воскресенье наступали проводы Масленицы.
Наиболее распространенный вид проводов - сжигание Масленицы. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.
Проводы Масленицы символизировали проводы зимы и были похожи на карнавальные шествия.
"Народный месяцеслов"
Народная примета:
"В какой день на Масленицу красный-ясный случится, да теплый, в тот выходи (по весне) на огород овощи первые сажать.
|